Дети и безопасное общение с собаками

  • Post author:
  • Post category:Статья

Введение

Когда в Дом Хаски приходят гости, мы часто наблюдаем, что родители сами неправильно общаются с собаками и подают плохой пример детям. Бывает, что дети все делают правильно, а взрослый их одергивает и показывает недопустимое поведение, которое он считает нормальным. Например говорит –  “погладь собаку по голове”. Наши инструкторы находятся постоянно рядом, контролируя поведение не только собак, но и наших гостей, взрослых и детей. Объясняют им, что делать, как с собакой обращаться нельзя и как делать это правильно и безопасно.

Только согласно официальной статистике, предоставленной организацией CDC (www.cdc.gov), приблизительно 4.5 миллиона человек каждый год бывает покусано собаками. Из отчетов следует, что большой процент покусов приходится на детей в возрасте до 10 лет. Потому что именно в таком возрасте дети, бывает, покусаны настолько, что необходимо срочное обращение в травмпункт или даже госпитализация.

Также установлен тот факт, что детей кусают собаки, которые являются членами их семей, или же дети были хорошо знакомы с этими животными (собаки соседей или родственников). Укусы в лицо или шею – наиболее распространенные. Это логично, т.к. дети в этом возрасте невысокого роста и их манера общения с собаками выражается в очень тесном контакте.

Если я смог найти такие фото за 10 секунд в интернете, то даже сложно представить, сколько собак вынуждено терпеть такое «общение с детьми», при этом оставаясь терпеливыми и дружелюбными. А многие люди называют некоторые породы собак угрозой для общества.

 

Не ошибаются ли они?! Небезопасное, а в последствие и недоброе, жестокое отношение детей к собакам становится эпидемией в нашем современном обществе.

Что уже делается?

Существуют специальные программы по предотвращению собачьих покусов среди детей. Даже собрана статистика по динамике результативности внедрения таких программ в общеобразовательные программы среди школ и детских садов. Вот примеры:

  • Prevent-A-Bite (Предотврати Укусы):

В младших классах с детьми 7-8 лет проводятся 30-минутные уроки, посвященные тому, как нужно вести себя с собаками, чтобы это было безопасно и приятно всем участникам процесса. В течение урока дети имеют возможность пообщаться со спокойной доброжелательной собакой. Согласно последующим наблюдениям, только 9% детей, которые побывали на таких уроках, вели с собаками в неподобающей для животных манере. Для сравнения: 79% детей такого же возраста, которым в школе не проводили такие уроки, не умели вести себя с собаками должным образом.

  • BARK Program (Be Aware, Responsible and Kind; Живи осознанно, с ответственностью и добротой):

Это исследование охватывало группу из 500 детей, возрастом от 6 до 9 лет. После прочтения книг, выполнения интерактивных заданий, а также просмотра обучающих видеороликов, дети демонстрировали отличную осведомленность и понимание в том, как правильно вести себя с собаками.

Примечание: это исследование не включало в себя непосредственную коммуникацию с живыми собаками.

  • Delta DogSafe Program:

Группа маленьких детей, возрастом от 3 до 5 лет, проходила курс обучения, которой включал в себя работу с фотографиями, картинками, а также кукольное шоу, демонстрирующее модели поведения собак между собой и людьми. Детям, которые прошли данную программу, было намного проще понять настроение и состояние собаки на картинках и фото, чем тем, кто не принимал участие в этом курсе.

Примечание: это исследование также не включало в себя общение детей с живыми собаками.

  • Программа «Blue Dog» («Синяя Собака»):

Это интерактивная компьютерная программа, разработанная специально для детей 3-6 лет и их родителей. Она включает в себя различные сценарии общения детей и собак. И пользователи должны распознать и обозначить, как ребенок должен правильно повести себя в отношении собаки.

Недавнее исследование включало в себя группу из 76 детей. После недели совместного обучения с родителями дети смогли намного легче и быстрее распознавать рисковые ситуации. Но при общении с чужими живыми собаками дети не смогли успешно применить полученные знания. Это говорит о том, что необходимо дополнять обучение реальными собаками или хотя бы кукольными представлениями.

С детьми всё в порядке

Оценочные результаты вышеперечисленных программ дают возможность говорить о том, что дети вполне способны извлекать пользу от такого обучения и даже переносить опыт на будущее, нормально общаться с собаками в более взрослом возрасте. Но, мы должны учитывать такой момент: во всех исследованиях дети «работали» с животными, которые были им малознакомы, т.е. не были членами семьи или из близкого круга общения. А статистика покусов говорит нам о том, что превалирующее большинство покусов как раз приходится на детей и собак, которые живут в одном близком социуме.

А может, стоит подумать о том, кто находится по ту стороны объектива, делая «умильные» фото с собаками и детьми?!

В исследовании Blue Dog 2011 года David Schwebel, Barbara Morrongiello и их коллеги также занимались сбором статистических данных о родителях детей возраста от 3 до 6 лет. В их отчетах мы можем заметить настораживающие выводы:

  • 76% родителей уверены в том, что их дети знают, как вести себя с собаками. И им не требуется дополнительная информация. Заметьте: дети возрастом от 3 до 6 лет, а уже все знают!
  • Большинство (65%) родителей также верят, что их ребенок может научиться общаться с собаками, общаясь со своей домашней собакой или собакой друзей. Они, действительно, искренне верят, что собаки и дети сами знают, как им общаться между собой. И не нужно никаких умений, контроля со стороны взрослых.
  • Практически никто из родителей не читал руководства по коммуникации между детьми и собаками (Parent Guide). Они считают, что и так хорошо осведомлены в этом вопросе и знают своих детей и собак.

Статистика покусов и наблюдения за собаками и детьми в парках, на площадках говорят нам о другом. Животные чаще всего вынуждены терпеть желания детей, и взрослые не видят или не придают значения тем сигналам, которые показывают животные. Их устраивает стоять в стороне и быть пассивными наблюдателями. Но все имеет свой предел. Последствия бывают очень печальны – и для ребенка (физическая и психологическая травма на всю жизнь), и для собаки (вплоть до эвтаназии).

Заключение

Результаты таких исследований дают основания говорить о том, что проблема не в детях, которые просто не знают, как правильно вести себя с собакой и как распознавать ее сигналы. Проблема в родителях: и даже не в том, что они невнимательны к состоянию собаки или не обладают должными знаниями. Скорее, плохая тенденция в том, что они считают вполне естественным такой вид коммуникации своих детей и собак. Не хотят видеть в этом ничего предосудительного. Стоят на своем – мы все и так видим, все знаем.

Я бы хотел обратиться ко всем родителям с просьбой.

Не позволяйте Вашему ребенку:

  • сидеть на собаке, читая в этот момент книгу или еще хуже прыгать на ней, как на пони;
  • ложиться рядом с собакой, когда та пытается подремать, отдохнуть;
  • Не разрешайте зажимать морду собаки или ее уши в кулаке;
  • Тягать за хвост или оттягивать складки на коже;
  • Не стоит ребенку засовывать свои руки, палочки или игрушки в миску собаки. Особенно если та в этот момент занята поглощением еды.

Не только эти виды поведения по отношению к собаке непочтительны и могут привести к непониманию со стороны животного, а при многократных повторениях и к угрозам в виде рычания, а то и укуса. Вы, взрослые, должны изучать поведение собак, хотя бы те внешние сигналы телодвижений, которые они постоянно демонстрируют нам.

Также Вы должны не только следить за тем, чтобы ребенок не навредил собаке (и наоборот), но и сами демонстрировать по отношению к собаке понимание и доброту, таким образом формируя у ребенка правильные безопасные модели поведения, как к своей собаке, так и чужим.

Все начинается именно с Вас, мои дорогие родители!